Младшая дочь (sub_nigra) wrote,
Младшая дочь
sub_nigra

Category:

Скорость звука составляет около 340 м/с...

Посмотрела документальный фильм под названием "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144".

Трагичная, надо сказать, история.

Краткое содержание для тех, кто не в курсе:
60-е годы. Холодная война, железный занавес. Гонка вооружений, кукурузные поля, Хрущёва сменяет "бровеносец в потёмках".

1/6 часть суши велика. Долететь из Москвы во Владивосток можно только с двумя пересадками.

Наши доблестные авиаконструкторы во главе с бессменным Андреем Николаевичем Туполевым чешут в затылках и говорят: "А почему бы не придумать такой самолёт, который будет летать со скоростью, превышающей скорость звука?". Нет предела гордости человеческой...

Сказано - сделано. И вот уже великие умы заседают в конструкторских бюро, вычисляя идеальную форму крыла и оптимальный расход топлива, и вот уже советское правительство самоуверенно анонсирует выход на мировую арену принципиально нового лайнера, которому суждено стать гордостью нации (как у Довлатова: "человек, обречённый на счастье"), но - внимание! - в нашей истории появляется отрицательный герой.

Представители враждебной буржуазии (классовый враг не дремлет!) за пределами СССР вместо того, чтоб безмолвно преклоняться перед гением советской инженерной мысли, дерзают (ничтожные!) создать свой сверхзвуковой лайнер с блекджеком и шлюхами.

Конечно, одной маленькой европейской стране столь грандиозное деяние не под силу - куда им до Союза! - и вот возникает исторически ни в какие ворота не лезущий тандем Англии и Франции, готовый представить на суд широкой публики своё детище - сверхзвуковой самолёт под названием "Конкорд".

Советское правительство не на шутку встревожено. Лавры первопроходцев грозят уйти к презренным лягушатникам! И в ОКБ Туполева поступает приказ: поднять опытную машину в небо раньше Конкорда!

Известно, чем грозило невыполнение даже тактичных и вежливых просьб со стороны тогдашнего правительства - что уж говорить о приказах. Ту-144 взлетает из аэропорта Внуково (сорвав на прощание асфальт взлётной полосы). Ту-144 преодолевает звуковой барьер. Советские власти ликуют - враг побеждён, раздавлен!

А тем временем грядёт международный авиасалон в городке Ле-Бурже под Парижем, на котором детище наших авиаконструкторов с ястребиным носом должно блеснуть, затмив собой французский образец самолётостроения и навсегда указав лягушатникам их место где-то у подножья великой империи.
Первым на авиасалоне выступает Конкорд. Он безупречен: изящные линии, замечательные характеристики - не буду вдаваться в подробности, я не сильна в аэродинамике - и фееричный выход. Это успех. Это - бенефис, театр одного актёра. Вторым летит наш Ту-144. Он старательно выполняет те же фигуры, что и соперник, но демонстрация выглядит, откровенно говоря, слабовато.

Вечером в гостинице, где разместился советский экипаж, собирается экстренное совещание.

На следующий - он же заключительный - день авиасалона Конкорд вновь поднимается в небо первым. Демонстрация, пилотаж - и шасси успешно касаются полосы. Наш выход. Ту-144 взлетает, набирает высоту, выходит на сверхзвуковую скорость и...

Дальше я, пожалуй, процитирую: "...а мы смотрим - они пошли по графику Конкорда! И мы схватились за голову..."

И происходит неизбежное. Самолёт резко опускает нос и несётся к Земле со всей своей сверхзвуковой скоростью.

Столкновение. Катастрофа.

Гибель экипажа - и большая трагедия советского народа.

Дальше всё было довольно грустно. График испытаний Ту-144 сорван. На сцене постепенно - сначала робко, а потом всё более и более уверенно - начинает фигурировать широкофюзеляжный Ил-86 (конкуренты!). Туполев - уже сын того самого - попадает в опалу.

А Конкорд летает.

Ещё одна машина погибает в катастрофе при испытании на аэродроме в Раменском.

Встаёт вопрос о целесообразности использования сверхзвукового лайнера. Полёты в Хабаровск и Владивосток так и не начались.

А Конкорд всё ещё летает.

У Ту-144 проблемы с двигателями - один сгорает во время испытаний, второй никак не может быть запущен в производство (не напоминает ситуацию с SuperJet?..) - ну, и так далее. Массовый выпуск самолёта вновь и вновь откладывается.

Ещё один лайнер взлетает в испытательном режиме. На высоте более 10 000 м начинается пожар. Пилоты с трудом сажают покалеченную машину.

И наконец наступает 1982 год. Умирает Брежнев, к власти приходит Андропов. Производство и эксплуатация Ту-144 остановлены.

А Конкорд летал ещё 20 лет. До первого - и единственного! - авиапроисшествия, случившегося, по иронии судьбы, в нескольких километрах от места гибели нашего первого лайнера аж в 2000 году.

Здесь должны бы последовать какие-то выводы, но по-моему, и так всё более-менее ясно.

Трагедия маленького человека одного самолёта на фоне большой политики.
Tags: низколетящие
Subscribe

  • Украина

    К пересечению украинской границы я подготовилась должным образом. Во-первых, прямо перед окошком таможни на погранпереходе плейлист в магнитоле…

  • Пермь-36

    В 3,5 часах от Перми расположен город Чусовой. Он поделён одноимённой рекой на две части, местные жители так и говорят — Старый город и Новый…

  • Где тонко, там и рвётся

    Каждый трип оставляет ровно один момент, который потом и будешь вспоминать. В Петербурге зашли наудачу в Анненкирхе — лютеранская церквушка,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Украина

    К пересечению украинской границы я подготовилась должным образом. Во-первых, прямо перед окошком таможни на погранпереходе плейлист в магнитоле…

  • Пермь-36

    В 3,5 часах от Перми расположен город Чусовой. Он поделён одноимённой рекой на две части, местные жители так и говорят — Старый город и Новый…

  • Где тонко, там и рвётся

    Каждый трип оставляет ровно один момент, который потом и будешь вспоминать. В Петербурге зашли наудачу в Анненкирхе — лютеранская церквушка,…